Ольга Мазур Психолог, Архетипотерапевт

Архетипические технологии (часть 2)

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Статья написана в сотрудничестве с Владиславом Лебедько. Опубликована в альманахе "Архетипические исследования"

Это окончание статьи. Начало читайте здесь 

4. Следующую группу архетипических технологий мы назвали Архетипическим Исцеляющим Вымыслом(следуя идеям Джеймса Хиллмана[1]). Они основаны на той гипотезе (неоднократно проверенной нами на МТ практически), что энергию сразу нескольких психотравм, относящихся к одному контексту и определяющих какую-то сюжетную линию жизни Запросивца (ведомую тем или иным архетипом), можно сфокусировать в некоем событии, которое могло быть, а могло и не быть запускающим данную группу травм (возможно, оно было и периферийным), а затем разрядить эту энергию в катарсисе либо согласно концепции мифологического сознания «отдать долги» тому архетипу, который и ведет сюжетную линию, связанную с данным контекстом. В этом случае само травматическое событие или его «причины» могут быть искусственно сформированы как некий исцеляющий вымысел – метафора, за которой стоит тот или иной архетип. И результатом применения Архетипического исцеляющего вымысла будет являться не только симптоматическое исцеление, но и преображение одной из сюжетных линий жизни человека, в которой отныне будет проявляться больше точек-развилок для сознательного выбора, а также свобода и креативность. Мы активно используем на МТ три типа Архетипических Исцеляющих Вымыслов:

а) Архетипическая возрастная регрессия в некую дату из детства и, может быть, даже перинатального периода жизни Запросивца, которую видит Ведущий, доверяя своему воображению, и, далее, с опорой на телесные ощущения и образы, возникающие у Запросивца (а также других фигур МТ) при точном названии даты (год, месяц, число, час, иногда минуты) метафорически моделируется некое событие Исцеляющего Вымысла (при этом часто Запросивец даже вспоминает конкретные события и остро переживает связанные с ними эмоции – в этом случае моделирование совпадает с живым воспоминанием). А далее происходит отреагирование данного события в виде катарсиса или «отдачи долгов» архетипу.

Приведем пример работы с Запросивцем, которого назовем Антоном. В ходе Магического Театра проявился дополнительный запрос, заключающийся в страхе общения, страхе быть отверженным, обиды в общении, причем проявляемых даже по отношению к фигурам МТ. Антон на вопрос Ведущего, не напоминает ли это ему какой-то сюжет отношений с родителями в детстве, признался, что его мать проявляла резкие перепады любви-ненависти по отношению к нему.

 

Ведущий фокусирует в Антоне архетип Изиды.

Ведущий: Изида, ты здесь?

Изида: Да.

Ведущий: По делу тебя пригласили?

Изида: Да.

Ведущий: Антон, что и как чувствуешь, когда тебя отвергают?

Антон: Укол в середине груди.

Ведущий: Как глубоко?

Антон: 3 сантиметра

Ведущий: Точечный?

Антон: Да

Ведущий: На что похоже, представь, кто и чем тебя колет?

Антон: Шпагой. Женщина, лет 30, ни на кого из тех, кого знаю не похожа. Симпатичная.

Ведущий: Изида, верно ли я понимаю, что уколы и страх открыться связаны с невыраженным (пока не буду называть, каким именно) чувством к матери?

Изида: В том числе.

Ведущий: Антон, что чувствуешь?

Антон: Сильнее стало ощущение в груди.

Ведущий: А к этой женщине?

Антон: Страх, обида, отвержение, ненависть.

Ведущий: Хочется сказать ей об этом?

Антон: Боюсь это сказать.

Ведущий: Я хочу попросить тебя сказать этой женщине следующие слова: «СУКА!!!». И повторить их громче и громче.

Антон (неуверенно, потом громче, при помощи и накале Ведущего): Сука! Сука! Сука!!!!

Ведущий: Антон, повторяй: «Сука, я ненавижу тебя!»

Антон: Сука, я ненавижу тебя!

Ведущий: Мама! Сука! Ненавижу!

Антон (неуверенно, потом громче):Мама! Сука! Ненавижу!

Ведущий: Что-то произошло?

Антон: Да, но не пойму пока, что именно. Состояние похоже на сильное опьянение.

Ведущий: Изида, что сейчас произошло через это выражение чувств к матери?

Изида: Разрыв. Сепарация.

Ведущий: Изида, верно ли я понимаю, что Антон в детстве закрылся с помощью твоей энергии, и чьей-то еще?

Изида: Да.

Ведущий: Изида, что еще нужно сделать Антону?

Изида: Пойти глубже.

Ведущий: Антон, видишь эту женщину? Узнай, что ты хочешь от неё.

Антон: Отвечает: «жизни». Я хочу от неё жизни.

Ведущий: Спроси у неё: «Почему ты мне не даешь жить?»

Антон: Отвечает, что это её воля. И я сам сейчас понимаю, что это некая теневая сторона моей матери.

Далее Ведущий применяет архетипическую возрастную регрессию.

Ведущий: Она появилась в твоей жизни, когда тебе было 2 года, 7 месяцев и 16 дней. Тело как-то реагирует на эти слова?

Антон: Голова кружится.

Ведущий: Что чувствуешь в горле?

Антон: Нечто белое, сжавшееся, твердое как камень… Тяжелое. Физически давит. Вкус – кислый. Запах – нейтральный.

Ведущий: Обратись к этому камню и спроси, на каких твоих чувствах он лежит.

Антон: Отвечает, что на всех.

Ведущий: Изида, пришло ли сейчас время этот камень извлечь и дать чувствам Антона изливаться свободно?

Изида: Да.

Ведущий (делает телесную работу): Через некоторое время пройдет электрический импульс, и как будто выбьет пробку. Позволь себе проявиться так, какой будет импульс.

Через несколько секунд Антон резко вздрагивает и начинает интенсивно кашлять.

Ведущий: Антон, повтори следующие слова: «Изида, я хочу любить. Я могу чувствовать боль, радость, ненависть. Мне наплевать, нравится это кому-то или нет. Я хочу жить. Я живу».

Антон повторяет.

Ведущий: Опиши, что сейчас происходит?

Антон: Что-то поднимается по телу, но не может пройти.

Ведущий: 2 года 7 месяцев и 16 дней. Там мужская и женская фигуры. Мать с каким-то мужчиной. Восемь часов вечера. То, что происходит между ними, а ты зачем-то берешь это на себя. Отпусти их, это не в твоей компетенции. Это их судьба. Ты их держишь до сих пор, отпусти. Возможно даже, что мама тебя именно за это потом обижала бессознательно. Что чувствуешь?

Антон: Очень тяжело.

Ведущий: Не убегай сейчас от этой тяжести и не старайся её уменьшить. Только так ты её отпустишь. И не нужно будет тратить столько энергии на её удержание. Поднялась энергия по телу?

Антон: Да. Но еще не выходит из меня.

Ведущий: Где ты сдерживаешь?

Антон: Тут (показывает на горло).

Ведущий: Доведи удержание до предела, сожми его максимально в последний раз, а потом расслабь.

Антон выполняет инструкцию.

Ведущий: Озвучиваю гипотезу. Оставшись без отца, мальчик остается вместо отца с либидо и энергией матери. И Антон попытался себя удержать от того, чтобы стать объектом наслаждения матери. Антон, возвращаясь в ту ситуацию в возрасте 2 лет, и до сегодняшнего дня, на весь этот срок позволь себе стать объектом наслаждения матери, и ответить ей тем же желанием (это тоже её желание). Разреши себе почувствовать желание, отвержение, сексуальное желание, сексуальное отвержение. Т.к. мать всегда соблазняет, но потом из-за этого появляются запреты. Социальные запреты, её запреты. Антон, что ты чувствуешь в ответ на эти слова?

Антон: Что-то интенсивно выходит из области гениталий, мощным потоком проходит через все тело и выходит через горло.

Ведущий: Изида, может ли Антон сейчас отдать тебе твою силу?

Изида: Да.

Ведущий: Антон, проговори: «Изида, я благодарю тебя за твои уроки, и отдаю тебе твою силу, которую я использовал, чтобы связывать свою мать с отцом, и блокировать себя от символических сексуальных отношений в матерью».

Антон повторяет.

Ведущий: Приглашаю следующий архетип. Это Харон. (Фокусирует архетип). Здравствуй, Харон!

Харон: Здравствуй!

Ведущий: Харон, оставшаяся часть силы твоя?

Харон: Да.

Ведущий: Она связана с желанием смерти кому-то?

Харон: Да.

Ведущий: Антон, повтори эти слова: «Мама, я хотел твоей смерти и своей смерти, чтобы избежать пытки твоим наслаждением. Я хотел твоей и своей смерти. Я признаю и понимаю это. Я хочу, чтобы мы с тобой умерли».

Антон (проговаривает предложенное, затем произносит): Меня накрывает мрак… Мне физически плохо, как будто я засыпаю.

Ведущий: Держись, не засыпай, сейчас туда нельзя. Харон, скажи, что Антону нужно сделать, чтобы позволить жить себе и маме? Достаточно ли будет отдать твою силу, на которой он это желание нес?

Харон: Слишком родное желание. Нужно что-то еще.

Ведущий: Можно и через тело пойти…

Харон: Да.

Ведущий (Антону): Не сопротивляйся сейчас импульсам тела, позволяй себе проявляться.

Далее идёт телесная работа, где Антон стоит, а Ведущий задаёт с помощью несильных ударов по его спине импульс, в результате чего Антон двигается и падает, если ощущает это нужным. После трех падений и вставаний, упав в очередной раз, Антон чувствует желание кричать. Далее – катарсический крик и слезы. Когда Антон успокаивается, Ведущий просит его:

Ведущий: Антон, повтори: «Харон! Я разрешаю себе и маме жить! Я буду жить! Я хочу жить!»

Антон повторяет. Снова слезы и катарсис.

Ведущий: Харон, теперь Антон может отдать тебе твою силу?

Харон: Да.

Ведущий: Антон, повторяй. «Харон, я отдаю тебе твою силу, которую я использовал для того, чтобы желать смерти себе и своей матери».

Антон повторяет.

Ведущий: Что с комком в горле?

Антон (улыбаясь): Его уже нет.

Ведущий: Тяжесть из тела ушла?

Антон: Да. Я вообще очень хорошо себя чувствую. Легко и свободно.

После этого Магический Театр продолжается, и Антон уже легко и непринуждённо взаимодействует со своими фигурами, с которыми во время применения Архетипической возрастной регрессии также произошли существенные позитивные трансформации.

 

б) Второй вид Архетипического Исцеляющего Вымысла – когда в идущий уже полным ходом Магический Театр вводится фигура ключевого предка (в нашем опыте диапазон здесь простирается от отца или матери до пра-пра-бабушек или дедушек, вплоть до 30 колена). Настраиваясь на ситуацию Запросивца, Ведущий видит некий образ и интуитивно называет степень родства и количество колен по женскому или мужскому роду (часто Ведущий прочерчивает сложную траекторию, например, 2 колена по отцовской линии, потом 3 колена женского рода, и еще 2 мужского, так что ключевой предок оказывается дедушкой в 7 колене по отцовской линии с учетом описанного отклонения). Как правило, актёр, выбранный на роль ключевого предка, переживает очень яркие эмоции и, обращаясь к своему воображению, описывает некие события «своей» жизни, которые и послужили генетической причиной той или иной проблемы Запросивца. Нередко такими событиями из жизни ключевого предка могут быть инцест, убийство или самоубийство, а может быть и какое-то глубокое подавленное чувство, неосуществленная месть, или что-то еще, за чем угадывается определенный архетипический сюжет и конкретный архетип - заказчик этого сюжета. Далее этот сюжет обыгрывается так, что Запросивец и все присутствующие могут извлечь из этих драматических событий некие важные жизненные уроки, и опять же, прийти либо к катарсису, либо к отдаче долга архетипу. В результате развязывается большой узел в судьбе Запросивца. Здесь мы тоже видим идею Исцеляющего Вымысла, степень достоверности воображаемых событий в этом случае не так уж важна, но важно то, что эти события создают некую исцеляющую архетипическую метафору.

 В качестве примера мы приведем случай, когда ключевой предок выступал не как «отправная точка» возникновения проблематики Запросивца, а как источник мощного ресурса. Запросивец, назовем его Иваном, имеющий уже довольно большой опыт участия в Магических Театрах, заявил достаточно масштабный запрос – желание осознать себя не просто на привычном бытовом фоне «работа-дом-работа», а на фоне исторической эпохи, осознать не только умом, но и всем своим существом причастность к общечеловеческим процессам и задачам. Естественно, учитывая то, что Иван достаточно долго напитывался идеями Магического Театра, Ведущий предположил, что данный запрос, хоть и является возвышенным, но, выражаясь в терминологии Жака Лаккана, является «желанием Другого». В данном случае, через Ивана проступали идеи Магического Театра, которые, конечно, могли исходить и из глубин души самого Ивана, но всё же запрос нес в себе и инфантильный элемент – в данном случае желание соответствовать идеалам референтной группы (людям, разделяющим идеологию Магического Театра).

В этом случае перед Ведущим стояла сложная задача – отделить запрос души Ивана от этих инфантильных наслоений, тем самым, кстати, в зачатке пресечь возникновение сектантского мировосприятия (которое выражается в том, что человек начинает воспринимать потребности группы как свои собственные потребности). Ведущий выделил несколько фигур и примерно через полчаса после начала Магического Театра почувствовал импульс ввести ключевого предка. Заметим, что в первой части Театра   Ведущий спонтанно начал телесно-двигательную работу с Иваном, напоминающую некоторые виды славянских единоборств. Ведущий был знаком с многими системами единоборств, как восточных, так и славянских, и про себя отметил, что те виды движений и взаимодействий с Иваном, которые происходили в пространстве Театра, напоминают систему боевого искусства, которой на Руси владели казаки-характерники. Тем не менее, эту гипотезу он решил пока не проговаривать, а предложил Ивану выбрать из оставшихся зрителей фигуру на роль прапрадедушки в 12 колене по отцовской линии. После передачи Зеркала и роли фигура прапрадедушки, войдя в пространство Театра, буквально свалилась навзничь и сказала, что испытывает сильную боль в области живота. На вопрос Ведущего, на что это похоже, прапрадедушка ответил, что это – копьё, и что он смертельно ранен в сражении. Дальнейшие вопросы, обращенные к развитию этого Исцеляющего вымысла, привели к следующей картине (причем в данном случае ее описывал сам прапрадедушка, лишь подтверждая невысказанную гипотезу Ведущего): казачий атаман, которым он являлся, был убит в сражении, при этом случилось так, что в момент его гибели никто из его соратников не оказался рядом. А у казаков-характерников существовал обычай, согласно которому перед смертью атаман должен был передать свою последнюю волю, кого он выбирает преемником. То есть в данном случае линия преемственности атаманства (русское слово «атаман» очень похоже на санскритское «Атман» - «душа») прервалась. И вот в Магическом Театре Ивана появилась возможность для осуществления этой передачи через 12 колен своему дальнему потомку, то есть самому Ивану. Далее в Магическом Театре была проиграна сцена: атаман лежит на полу, поддерживаемый Иваном, а через минуту вокруг них сгрудились и вошли в очень тонкий и трогательный контакт с Иваном и «умирающим» атаманом все фигуры Театра, с которыми (фигурами) произошла мощная трансформация, у многих на глазах были слёзы. В результате этой трогательной сцены атаман передал атаманство Ивану, который почувствовал необычайную силу и духовный подъем. После этого предок сказал, что он выполнил свою миссию и готов передать фигуру обратно Ивану. После этого произошел процесс передачи и остальных фигур, Театр завершился. Можно сказать, что Иван действительно ощутил свою причастность историческому процессу и эпохе, но в ключе собственной индивидуации.

Мы не можем однозначно ответить на вопрос, был ли прапрадед Ивана в 12 колене действительно казачьим атаманом, погибшим без передачи своей воли соратникам, но, в любом случае, применение данной метафоры, родившейся спонтанно в воображении сразу нескольких фигур (и Ведущего в том числе), привело к укреплению духовной силы Ивана и явилось значимой ступенью на пути его индивидуации.

 

в) Третий вид архетипического исцеляющего вымысла – это регрессия в некий исторический период, лежащий за пределами жизни Запросивца (в нашей практике временной диапазон такой регрессии – от нескольких месяцев до 2-3 тысяч лет). Опять же, Ведущий на определенном этапе развития действия в Театре называет некие дату и место действия, например, «1731 год, весна, юг России». Или – «1421 год, август, Чехия». (Название того или иного места тоже является исцеляющим вымыслом, хотя в нашей практике бывали случаи, когда названные даты и места совпадали с теми датами и местами, которые потом Запросивец выяснял у своих ныне еще живых предков – но это в тех случаях, когда историческая регрессия происходила в недалекое прошлое, которое можно было проверить по словам еще живущих предков).

Своим воображением Ведущий видит эту дату и создаёт атмосферу, в которой все фигуры, участвующие в Театре, переносятся в некоем воображаемом пространстве в названное время и место. Как правило, фигуры, которые до этого момента были обозначены как некие части личности, или персонажи из другой системы координат (например, Стыд, Ревность, Внутренний Ребенок, Анальная Фиксация и т.п.), превращаются в людей – героев какой-то драмы. Они описывают свои состояния: кто они, кем приходятся друг другу, как они себя чувствуют, и что между ними произошло и происходит на событийном плане. И далее начинают действовать - интуитивно доверяя своему воображению и свободно импровизируя, с помощью наводящих вопросов ведущего проигрывают разворачивающийся сюжет. Результатом проживания проявившихся событий является, опять же, выход на отреагирование Запросивца – катарсис или отдачу долга архетипу, который стоит за данной драматической метафорой. Как правило, в качестве событийной канвы выступает межличностный конфликт, преступление, незавершенный гештальт в каких-то отношениях и т.п. Мы не можем однозначно утверждать, чем является данный вид исцеляющей метафоры в каждом отдельно взятом случае - происходили ли проявившиеся драматические события с кем-то из дальних предков Запросивца, являются ли они эпизодами из неких «прошлых жизней» Запросивца или же мы имеем дело с проекцией рассматриваемого внутреннего конфликта, в символической форме отображающей динамику бессознательных процессов. Это и не важно. Важна возможность глубинной и небанальной проработки запроса в исторической метафоре, всегда открывающейся новыми пластами смысла, расцвечивающей заявленную проблему дополнительными коннотациями, и порой самым парадоксальным образом приводящей к более глубокому, объемному или совершенно новому прочтению сюжета внутренней жизни. Отдельно отметим, что, будучи развернута в некоем культурно-историческом контексте, исцеляющая метафора позволяет Запросивцу приобщиться к категориям общечеловеческого масштаба и к восприятию себя на фоне не только текущего времени, но и эпохи, в динамике исторического процесса, - а подобное расширение контекста уже само по себе может иметь терапевтический эффект.

 Во многих случаях приём исторической регрессии позволяет выйти на потаённые смыслы и обстоятельства обозначенной проблемы, поскольку здесь появляется возможность изящно обойти практически любые психологические защиты при помощи абстрагирования от конкретной жизненной ситуации Запросивца.

Иногда регрессия в исторический период имеет несколько уровней погружения, где каждый из последующих вскрывает всё более глубокие пласты (как смысловые, так и событийные) наличной психологической ситуации.

После того, как полноценное отреагирование завершено и развернувшееся действие получило логическое сюжетное завершение, Ведущий обязательно «возвращает» участников действия в здесь-и-сейчас, для чего называет по возрастанию даты, которые вспыхивают в его воображении, постепенно приближаясь к настоящему времени и в конце произносит текущие год, число, время суток, окончательно выводя всех участников из их совместного исторического переживания.

 

В качестве примера из многочисленных случаев применения этой технологии на Магических Театрах мы выберем простой и достаточно прозрачный. Запросивица Ольга (35 лет) рассказала, что у нее рушится уже пятый брак. И каждый брак распадался по причине её навязчивой ревности. Случилось так, что по временным условиям арендуемого помещения, для проведения этого Театра (уже 4-го по счету в тот день) оставалось лишь немногим больше 30 минут. Ведущий принимает решение выбрать три достаточно простые фигуры – Внутренний мужчина, Внутренняя женщина, Ревность. Сразу же после передачи Зеркал и ролей, Ведущий осуществляет процедуру Архетипической исторической регрессии и озвучивает дату: 1820 год, Петербург. У фигур тотчас происходят следующие изменения: Внутренний мужчина ощущает себя неким молодым человеком лет 20-22, военным; Внутренняя женщина чувствует себя фрейлиной при какой-то высокопоставленной особе, а Ревность становится мужем этой фрейлины. Ведущий предлагает проиграть все те чувства и желания, которые возникают у всех фигур, в течение нескольких минут разыгрывается следующая сценка: молодой военный и фрейлина любят друг друга, и молодой человек решает убить старого мужа и начинает готовить преступление. В тот момент, когда он заносит воображаемый кинжал над грудью соперника, Ведущий предлагает сделать паузу и фокусирует в фигуре старого мужа архетип Кроноса, и спрашивает у него, может ли Ольга отдать Кроносу свой долг, который в метафоре был представлен как сила, взятая у Кроноса на убийство старика мужа, а, с точки зрения аналитической интерпретации, представлял собой желание снять с себя самой ограничения, связанные с необходимостью соблюдать супружескую верность. Понятно, что навязчивая ревность Ольги – это проекция ее собственного желания влюбляться и изменять своим мужьям, доведённая до крайней степени, что метафорически было представлено в сцене, когда Внутренний мужчина, превратившийся в молодого военного, убивает старика мужа. После осознания этой интерпретации и принятия себя и своих желаний, Ольга смогла отдать Кроносу свой долг – силу Кроноса, которую она использовала для сдерживания своих сексуальных желаний и проецирования их на своих мужей.

 

Таким образом, мы видим, что разработанные нами Архетипические технологии, разновидности и примеры которых мы привели выше, дают возможность для очень разнообразного их использования как в индивидуальной архетипической работе, так и в Магическом Театре в очень широком контексте (психотерапевтическом, исследовательском, культурологическом и др.).

[1] В.Лебедько «О Магическом Театре» 2001, на сайте http://sannyasa.ru и во многих Интернет-библиотеках. 
[2] У.Эко «Отсутствующая структура: введение в семиологию», 2002, СПб «Симпозиум».
[3] В.Лебедько, Е.Найденов «Пробуждение в Русском Духе», 2007 на сайте http://sannyasa.ru и во многих Интернет-библиотеках. 
[4] В.Лебедько, Е.Найденов, М.Михайлов «Архетипические Путешествия», Пенза «Золотое сечение», 2010 
[5] К.Г.Юнг «Практика психотерапии» Мн. «Харвест», 2001 
[6] Дж.Хиллман «Архетипическая психология», М. «Когито-центр», 2004 
[7] Как происходит «приглашение архетипа» описано в 1 главе «Ключ к беседам с богами» книги В.Лебедько. Е.Найденов, М.Михайлов «Боги и эпохи» «Весь» С.Пб. 2007 
[8] С.Гроф «За пределами мозга» 
[9] В.Лебедько «Магический Театр» Тезисы 4 Международной научно-практической конференции «Интегративные направления в традиционной, народной медицине и психологии» Ялта 2009

[10] М.Элиаде «История веры и религиозных идей»

[1] Джеймс Хиллман, «Исцеляющий вымысел».

Всё о развитии человека и самопознании