Ольга Мазур Психолог, Архетипотерапевт

Миры Шипибо

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Это мой перевод мифов народа шипибо с испанского языка. По книге “El Ojo Verde/Cosmovisiones Amazоnicas”

1. Есть одна история, гласящая, что раньше мир состоял только из неба и земли. Для шипибо мир плоский, но разделен по сторонам света. История эта рассказывает, что небо было так близко от земли, что люди могли легко общаться с существами небесных сфер. Но однажды два безрассудные смельчака шипибо, Кестен и Кесин, задумали обрушить небо. Они начали изготавливать стрелы и метать их в небо, эти стрелы достигли оболочки задней части изаны (черенка цветка бамбука), превращаясь в огромную лестницу от земли до неба. Но в ответ на то, что эти шипибо нарушили установленные законы, повели себя дурно, Бари Папа, Отец-Солнце, ниспослал наказание, чтобы отделить провинившихся людей от сияющего мира. В результате наказания этот мир был расколот, и появился новый мир, существующий до сих пор – он разделен на четыре большие пространства. И самые могущественные существа каждого мира, как на небе, так и на земле, должны поддерживать свою власть самостоятельно. Солнце в своей наибольшей силе в верхнем мире. Луна тоже находится там: это шипибо, решивший уйти на небо, чтобы быть рядом с солнцем. Итак, в результате этого раскола мира появился Новый мир, и с этого момента и до нынешнего дня в наших умах пребывает знание истины: законы жизни нужно исполнять, иначе последует расплата.

2. Давным-давно, ещё до первоначального раскола мира, луна была человеком-шипибо. По обычаю, мы, шипибо, часто наносим на лица узоры при помощи huito (краситель из растения Genipa americana), и расписывать лицо мужа должна жена. Однажды жена Луны расписывала лицо своего мужа традиционными узорами, и тут пришла её сестра, и в шутку говорит: «Не так надо расписывать!» Хватает одной рукой чашку с краской и прямо в лицо Луне! Луна понимал, что теперь на его лице черное пятно, он опозорен, и возмутился. Сказал он жене, что уходит из их поселения из-за того, что её сестра так над ним посмеялась, и теперь от него отвернётся вся семья.

Луна ушёл на небо, чтобы быть рядом с Солнцем, и шипибо считают, что черные пятна, которые можно видеть на поверхности луны – это пятна краски, оставленные на лице шипибо Луны его невесткой

 

3. После раскола мироздания, образовались четыре огромные пространства, четыре мира:
- Мир вод, Хене Нете (Jene Nete);
- Наш мир, Нон Нете (Non Nete);
- Жёлтый мир, Паншин Нете (Panshin Nete);
- Сияющий мир, Хакон Нете (Jakon Nete). В этом мире пребывает Создатель всего – Солнце. По верованиям шипибо, в этом состоянии мироздание существует по сию пору.

...Продолжение следует…
По книге “El Ojo Verde/Cosmovisiones Amazónicas”

Перевод - Ольга Мазур

Теги: шипибо
Комментарии
Корсак Олег Владимирович
А в чем психологический смысл этих мифов? Так, чтобы соответствовало тематике сайта.
№1 | 29 августа 2015
Ольга Мазур
Благодарю за вопрос, Олег Владимирович! К счастью, исходные представления о предмете и методах психологии изменились уже не раз, и еще не раз изменятся, как и ее категориальный аппарат. Противостояние школ и теорий - одна из причин, по которой говорят о кризисе в психологии. И лично мне это внушает надежду!
№1 | 29 августа 2015
andru47
Жёлтый мир, Паншин Нете
Удивительно перекликается с мирами Кастанеды.Именно путешествия по жёлтому миру для Кастанеды представляли особую трудность.Так что это, видимо, ближайший мир для путешествий духа.Спасибо за интересную статью! Но ещё было бы интереснее найти связь между традиционными мистическими эффектами и научными знаниями современной психологии.
№1 | 29 августа 2015
Ольга Мазур
andru47, благодарю за комментарий. Соответствия действительно есть, но не такие прямые. Про мексиканские традиции еще предстоит написать.А то, о чём Вы запрашиваете - тема для огромного исследования, и не факт, что оно вообще осуществимо. ) На мой взгляд
№1 | 29 августа 2015
Скляренко Виктор Рамэссович
№2 | u5434 | Мазур Ольга Сергеевна писал(а):
Противостояние школ и теорий - одна из причин, по которой говорят о кризисе в психологии
Абсолютно согласен. Здесь стоит наверно сказать и о духовном кризисе "цивилизованного общества". А подобные практики являются попытками преодоления этих кризисов.
№1 | 30 августа 2015
Скляренко Виктор Рамэссович
№3 | u131484 | andru47 писал(а):
Но ещё было бы интереснее найти связь между традиционными мистическими эффектами и научными знаниями современной психологии.
№3 | u131484 | andru47 писал(а):
Но ещё было бы интереснее найти связь между традиционными мистическими эффектами и научными знаниями современной психологии.
№1 | u90400 | Корсак Олег Владимирович писал(а):
А в чем психологический смысл этих мифов?
На эту тему К.Г.Юнг много пишет, в разных работах. Но о шаманизме американских индейцев в контексте психологической практики - в работе "Человек и его символы".
№1 | 30 августа 2015
Ольга Мазур
Виктор Рамэссович, примите мою благодарность за конструктивные комментарии!
№1 | 1 сентября 2015
andru47
№6 | u129941 | Скляренко Виктор Рамэссович писал(а):
На эту тему К.Г.Юнг много пишет
Самое интересное, это всё же описание конкретных психологических опытов, чем как раз характерны работы Кастанеды. Например, у него описана любопытная попытка исследователя разобраться в "пейотной церемонии" индейцев изнутри. Решить вопрос, кто руководит всеобщим согласованным действом. Результат был неожиданный.
№1 | 2 сентября 2015
Ольга Мазур
да, неожиданный для западного ума )
№1 | 2 сентября 2015
andru47
Я, наверное, зря упомянул о каких-то экзотических церемониях индейцев. На самом деле меня интересует возникновение духа сообщества людей (его иногда в литературе называют эгрегором сообщества), который начинает действовать, как самостоятельная сущность, согласовывая, а иногда и управляя членами сообщества.
№1 | 2 сентября 2015
[ Читать все комментарии (14) ]    [ добавить комментарий ]
Всё о развитии человека и самопознании