Измененные состояния сознания в обрядах североамериканских индейцевМой блог / Просмотр публикации
Словосочетание «измененные состояния сознания» (ИСС) стало общепринятым обозначением явлений, переживаемых и наблюдаемых в гипнотическом или медитативном трансе, в так называемых истерических диссоциациях, в экстатических состояниях религиозного откровения или во время «одержимости» определенной силой или духовной сущностью, обычно традиционного (родового), божественного или дьявольского происхождения.
Людвиг (Ludwig, 1968) перечислил условия, которые могут вызвать измененное состояние сознания: 1) снижение внешней стимуляции и (или) моторной активности; 2) увеличение внешней стимуляции, двигательной сверхактивности и эмоционального сверхвозбуждения; 3) концентрированная и избирательная настороженность — готовность; 4) снижение готовности и падение критичности; 5) сомато-психологические состояния, такие как гипервентиляция, гипоксемия, обезвоживание, гипогликемия, лишение сна и воздействие критических температур. Некоторые или все из этих условий постоянно используются в обрядах современных североамериканских индейцев, выбранных в качестве образцов для данной статьи. Этнографические сведения о них представлены как мои собственные, так и из литературы. Эти обряды — «Танец Солнца» культурного ареала индейцев Plains и «Танец Духа» культурного ареала индейцев Salish Северо-Западного побережья. Особое внимание следует обратить на роль ритмико-сенсорной стимуляции, являющейся неотъемлемой чертой не только большинства обрядов североамериканских индейцев, но также и большинства ритуалов, связанных с трансом, в других культурах. В то время как эффект ритмической сенсорной стимуляции (особенно звуковыми стимулами) рассматривался в нейрофизиологических исследованиях начиная с первых работ Адриана и Мэтьюса (Adrian, Matthews, 1934), важное исследование Уолтера и Грея Уолтеров некоторое время не принималось во внимание. Эти исследователи пришли к выводу, что ритмическая сенсорная стимуляция органа слуха в целом может быть осуществлена только при использовании стимула, содержащего в качестве составляющих звук чрезмерной громкости, подобный тому, что производится ненастроенными ударными инструментами, непосредственно окружающими индивида. Ведущие нейрофизиологические лаборатории продолжили экспериментировать с неустойчивым чистым тоном акустической стимуляции. Но все же до исследований Нехера (Neher, 1961; 1962) не был продемонстрирован нейрофизиологический эффект ритмических ударов. В экспериментах Нехера клинически и электроэнцефалографически нормальные индивиды были подвергнуты воздействию низкочастотной стимуляции с высокой амплитудой, производимой специфическим барабаном — инструментом, очень близким к оленьим барабанам, используемым в обрядах североамериканских индейцев. В ЭЭГ всех испытуемых ведущие слуховые реакции в основном проявились в каждом частотном диапазоне стимула (3, 4, 6 и 8 циклов в секунду), а также в секундной гармонике и секундной полугармонике некоторых частот стимула (Neher, 1961). Сходные с ними субъективные реакции, включающие визуальные и слуховые образы, получены и в результате световой стимуляции в экспериментах Нехера (Там же). Согласно его исследованию (Neher, 1962), реакции усиливаются посредством ритмов, подкрепляющих основной ритм, и сопутствующей ритмической стимуляцей в тактильной и кинестетической сенсорной форме. Восприимчивость к ритмичной сенсорной стимуляции увеличивается в стрессовых ситуациях в результате выброса адреналина, а также посредством гипервентиляции и гипогликемии. Все эти факторы присутствуют в «Танце Духа» у индейцев Salish и в обряде «Танца Солнца». Особый интерес в этих ритуалах представляет открытие того, что интенсивная сенсорная стимуляция оказывает тормозящее действие на передачу болевых сигналов в области мозга, отвечающей за сознание. Нехер (Neher, 1961) обнаружил, что ритмы ударов, соответствующие или близкие к частоте тета-диапазона ЭЭГ (4—7 Гц), наиболее эффективны, и предположил, что этот тип сенсорной стимуляции может преобладать в церемониях, связанных с поведением в трансе. Он рассмотрел этнографические данные из Сибири, Африки, Гаити и Индонезии, но не Северной Америки, и предположил, что «необычное поведение, наблюдаемое в церемониях с использованием барабана, главным образом есть результат ритмичных ударов, которые воздействуют на центральную нервную систему» (Neher, 1962). Исследователи ритуалов с использованием транса предполагали прямое непосредственное воздействие на центральную нервную систему (ЦНС) ритмических звуков, продолжающихся длительное время. Как отмечал Олдос Хаксли: «Ни один человек, как бы он не был высоко цивилизован, не сможет длительное время слушать африканского “ударника”, монотонное пение индейца или исполнение гимнов Уэльса и остаться цельной, критичной и сознательной личностью… Если воздействие там-тамов и пения достаточно долгое, то любой из наших философов в конце концов скакал бы и голосил с дикарями…» (Huxley, 1961. P. 369). Принс (Prince, 1968) принимал во внимание возможность того, что звуковые стимулы (вибрации) «...обычно используются как основной вход в диссоциативные состояния». Его рекомендации по исследованию транса и одержимых состояний телеметрическим контролем ЭЭГ у полностью подвижных «native-участников» таких ритуалов еще не осуществлены, и таким образом наши выводы о звуковых (слуховых) стимулах в обрядах, содержащих измененные состояния сознания, еще предстоит подтвердить в ЭЭГ в полевых исследованиях.
Вольфганг Г. Жилек (Wolfgang G. Jilek) – клинический психолог и психиатр, почетный профессор психиатрии Университета Британской Колумбии (Ванкувер, Канада), автор фундаментальной монографии «Salish Indian…» (1974) и ряда исследований, посвященных «народным» формам терапии. В обобщенном виде исследования Жилека опубликованы в монографии «Indian healing» (1982). Работал в рамках такого направления, как психологическая антропология, занимаясь теоретическими и полевыми исследованиями (изучал аборигенные народы Африки, Северной Америки и Юго–Восточной Азии) проблематики транскультурной психиатрии – изучал «народные» формы психотерапии и психопрофилактики в их связи с магическими верованиями и шаманскими практиками (например, анализировал буддистские, индуистские, христианские, исламские, шаманские традиции профилактики и лечения алкоголизма и наркомании), культурно–специфические особенности распространенных психических заболеваний (например, эпилепсии, психоза, депрессии) у аборигенных народов, социальные и культурные детерминанты психических эпидемий, особенности восприятия психических болезней (их признаков и причин, отношения к ним) и психотерапевтов (целителей) в разных культурах, проводил сравнительный анализ существующих у разных народностей представлений о психической норме и патологии.
Другие публикации:
|
Обо мне
Мой блог
Тренинги
Отзывы
Контакты
Мистический Тайланд с MadreCosmica. Март 2019
Космоэнергетика: обучение!
Истина
Эго
Тайны майянских энергий - фоторепортаж из Мексики
Мы с тобой одной крови
Магия растений Юкатана. Ноябрь 2016
|
Добавить комментарий »