Ольга Мазур Психолог, Архетипотерапевт

Измененные состояния сознания в обрядах североамериканских индейцев

Мой блог / Просмотр публикации

Словосочетание «измененные состояния сознания» (ИСС) стало общепринятым обозначением явлений, переживаемых и наблюдаемых в гипнотическом или медитативном трансе, в так называемых истерических диссоциациях, в экстатических состояниях религиозного откровения или во время «одержимости» определенной силой или духовной сущностью, обычно традиционного (родового), божественного или дьявольского происхождения.



Различия между этими видами состояний зависят от ситуативного и социокультурного контекста. Они не основаны на психологических или нейрофизиологических различиях. Феноменология и генезис измененных состояний был подробно описан Людвигом (Ludwig, 1966; 1968), а краткое определение предложено Тартом: «Измененное состояние сознания для данного индивида состоит в том, что он отчетливо ощущает качественные изменения в образцах (формах) психического (mental) функционирования, причем он чувствует не только количественные изменения, но также и то, что некоторое качество или качества его психических процессов — другие» (Tart, 1969. P. 2). И описание Людвига, и определение Тарта согласуются с понятием, введенным Манфре-дом Блейлером (Bleuler, 1961), — Bewusstseinsverschiebung (измененное, смещенное сознание).

Людвиг (Ludwig, 1968) перечислил условия, которые могут вызвать измененное состояние сознания:

1) снижение внешней стимуляции и (или) моторной активности;

2) увеличение внешней стимуляции, двигательной сверхактивности и эмоционального сверхвозбуждения; 3) концентрированная и избирательная настороженность — готовность;

4) снижение готовности и падение критичности;

5) сомато-психологические состояния, такие как гипервентиляция, гипоксемия, обезвоживание, гипогликемия, лишение сна и воздействие критических температур.

Некоторые или все из этих условий постоянно используются в обрядах современных североамериканских индейцев, выбранных в качестве образцов для данной статьи. Этнографические сведения о них представлены как мои собственные, так и из литературы. Эти обряды — «Танец Солнца» культурного ареала индейцев Plains и «Танец Духа» культурного ареала индейцев Salish Северо-Западного побережья. Особое внимание следует обратить на роль ритмико-сенсорной стимуляции, являющейся неотъемлемой чертой не только большинства обрядов североамериканских индейцев, но также и большинства ритуалов, связанных с трансом, в других культурах. В то время как эффект ритмической сенсорной стимуляции (особенно звуковыми стимулами) рассматривался в нейрофизиологических исследованиях начиная с первых работ Адриана и Мэтьюса (Adrian, Matthews, 1934), важное исследование Уолтера и Грея Уолтеров некоторое время не принималось во внимание. Эти исследователи пришли к выводу, что ритмическая сенсорная стимуляция органа слуха в целом может быть осуществлена только при использовании стимула, содержащего в качестве составляющих звук чрезмерной громкости, подобный тому, что производится ненастроенными ударными инструментами, непосредственно окружающими индивида. Ведущие нейрофизиологические лаборатории продолжили экспериментировать с неустойчивым чистым тоном акустической стимуляции.

Но все же до исследований Нехера (Neher, 1961; 1962) не был продемонстрирован нейрофизиологический эффект ритмических ударов. В экспериментах Нехера клинически и электроэнцефалографически нормальные индивиды были подвергнуты воздействию низкочастотной стимуляции с высокой амплитудой, производимой специфическим барабаном — инструментом, очень близким к оленьим барабанам, используемым в обрядах североамериканских индейцев. В ЭЭГ всех испытуемых ведущие слуховые реакции в основном проявились в каждом частотном диапазоне стимула (3, 4, 6 и 8 циклов в секунду), а также в секундной гармонике и секундной полугармонике некоторых частот стимула (Neher, 1961). Сходные с ними субъективные реакции, включающие визуальные и слуховые образы, получены и в результате световой стимуляции в экспериментах Нехера (Там же). Согласно его исследованию (Neher, 1962), реакции усиливаются посредством ритмов, подкрепляющих основной ритм, и сопутствующей ритмической стимуляцей в тактильной и кинестетической сенсорной форме. Восприимчивость к ритмичной сенсорной стимуляции увеличивается в стрессовых ситуациях в результате выброса адреналина, а также посредством гипервентиляции и гипогликемии. Все эти факторы присутствуют в «Танце Духа» у индейцев Salish и в обряде «Танца Солнца». Особый интерес в этих ритуалах представляет открытие того, что интенсивная сенсорная стимуляция оказывает тормозящее действие на передачу болевых сигналов в области мозга, отвечающей за сознание. Нехер (Neher, 1961) обнаружил, что ритмы ударов, соответствующие или близкие к частоте тета-диапазона ЭЭГ (4—7 Гц), наиболее эффективны, и предположил, что этот тип сенсорной стимуляции может преобладать в церемониях, связанных с поведением в трансе. Он рассмотрел этнографические данные из Сибири, Африки, Гаити и Индонезии, но не Северной Америки, и предположил, что «необычное поведение, наблюдаемое в церемониях с использованием барабана, главным образом есть результат ритмичных ударов, которые воздействуют на центральную нервную систему» (Neher, 1962). Исследователи ритуалов с использованием транса предполагали прямое непосредственное воздействие на центральную нервную систему (ЦНС) ритмических звуков, продолжающихся длительное время. Как отмечал Олдос Хаксли: «Ни один человек, как бы он не был высоко цивилизован, не сможет длительное время слушать африканского “ударника”, монотонное пение индейца или исполнение гимнов Уэльса и остаться цельной, критичной и сознательной личностью… Если воздействие там-тамов и пения достаточно долгое, то любой из наших философов в конце концов скакал бы и голосил с дикарями…» (Huxley, 1961. P. 369). Принс (Prince, 1968) принимал во внимание возможность того, что звуковые стимулы (вибрации) «...обычно используются как основной вход в диссоциативные состояния». Его рекомендации по исследованию транса и одержимых состояний телеметрическим контролем ЭЭГ у полностью подвижных «native-участников» таких ритуалов еще не осуществлены, и таким образом наши выводы о звуковых (слуховых) стимулах в обрядах, содержащих измененные состояния сознания, еще предстоит подтвердить в ЭЭГ в полевых исследованиях.

 

Вольфганг Г. Жилек (Wolfgang G. Jilek) – клинический психолог и психиатр, почетный профессор психиатрии Университета Британской Колумбии (Ванкувер, Канада), автор фундаментальной монографии «Salish Indian…» (1974) и ряда исследований, посвященных «народным» формам терапии. В обобщенном виде исследования Жилека опубликованы в монографии «Indian healing» (1982).

Работал в рамках такого направления, как психологическая антропология, занимаясь теоретическими и полевыми исследованиями (изучал аборигенные народы Африки, Северной Америки и Юго–Восточной Азии) проблематики транскультурной психиатрии – изучал «народные» формы психотерапии и психопрофилактики в их связи с магическими верованиями и шаманскими практиками (например, анализировал буддистские, индуистские, христианские, исламские, шаманские традиции профилактики и лечения алкоголизма и наркомании), культурно–специфические особенности распространенных психических заболеваний (например, эпилепсии, психоза, депрессии) у аборигенных народов, социальные и культурные детерминанты психических эпидемий, особенности восприятия психических болезней (их признаков и причин, отношения к ним) и психотерапевтов (целителей) в разных культурах, проводил сравнительный анализ существующих у разных народностей представлений о психической норме и патологии.
 
Комментарии
id252017
Оказывается все дело в барабанах:)) Спасибо, Ольга.
№1 | 24 февраля 2018
Татьяна Колесникова
Познавательно, спасибо!
№1 | 19 апреля 2018
[ добавить комментарий ]
Всё о развитии человека и самопознании